Цель: содействовать развитию творческих способностей, речи, в процессе создания аппликации осенних деревьев.
Задачи: I. Обучающие: - Продолжать знакомить детей с техникой обрывания бумаги в аппликации. - Учить создавать композицию. - Учить детей правильно держать кисть при нанесении клея на поверхность бумаги. - Закреплять умение сравнивать готовую работу с образцом. II. Коррекционно-развивающие: - Корректировать произносительную сторону речи. - Развивать воображение при выполнении физминутки и пальчиковой гимнастики. - Развивать мелкую и общую моторику, память, творческие способности, эстетическое восприятие, логическое мышление. III. Воспитательные: - Воспитывать эмоционально-положительное отношение к аппликации. - Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы. - Воспитывать желание оценивать свою работу и работу других детей. IV. Речевые: - Развивать познавательную и речевую деятельность на основе слухозрительного и слухового восприятия. - Расширять и активизировать словарь детей.
Оборудование: доска, тонированные листы бумаги, цветная бумага, кисточки, клей, фломастеры, салфетки по кол - ву детей, осенние листья, образец, линейный алгоритм, наборное полотно, таблички.
Предварительная работа: - наблюдение за деревьями на прогулке; - рассматривание и сбор осенних листьев; - дидактические игры «Что сначала, что потом, что после?»; «Когда это бывает?»; «Четыре времени года»; - рассматривание иллюстраций, картин об осени.
Методы и приёмы: - словесные: вопросы, беседа; - наглядные: показ презентации; - игровые: пальчиковая гимнастика, физминутка.
Образовательная область: художественно - эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей:
социально - коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие.
Технологии: - ИКТ (презентация); - здоровье сберегающие (пальчиковая гимнастика, физкультминутка).
Формы организации непосредственно образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, основанная на слухо-зрительном или слуховом предъявлении материала.
Ход НОД: I. Вводная часть. 1) Организационный момент. Дети стоят у двери. Воспитатель обращает внимание детей на гостей. Вос - ль: - Посмотрите, у нас гости. Поздоровайтесь. Доброе утро. Привет. (дети говорят и приветствуют гостей жестом). Воспитатель приглашает детей сесть за стол, называя их имена и порядковые числа за экраном. Дети определяют на слух последовательность своих действий. Вос - ль: - Будем заниматься. Будем говорить. Будем делать аппликацию. Будем играть.
2) Дыхательная гимнастика. Вос - ль: - Я открыла сегодня окно, Вдруг на подоконник лег Желтый маленький листок. За окошком сыро и темно, Вот он и влетел в мое окно Он дрожит и видно от того, Шевелится хвостик у него. (В. Орлов)
- Хотите поиграть с листом? Это тебе - лист березы, тебе - лист клена, а тебе - лист тополя. Подуйте на лист сильно, теперь тихо, снова сильно.
3) Фонетическая ритмика.
Вос - ль: - Встаньте. А теперь будем говорить так: АТ, ОТ, УТ, ТУТ, Я … ТУТ!
4) Дидактическая игра «Что сначала, что потом, что после?» (показ презентации)
Вос - ль: - Какое сейчас время года? (Ответы детей)
- Верно, осень. Сейчас осень. Посмотрите, картинки все разные, но это все осень. (Картинки выставлены по очереди: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень. Вос-ль добавляет картинку зимы и предлагает каждому из детей выбрать картинку про осень). - Что бывает ранней осенью? (Ответы детей: тепло, листья зеленые, красные). - Что на этой картинке? (Ответы детей: листья желтые, красные упали, лежат на земле). - Что тут? (холодно, дует, идёт дождь, деревья голые, нет листьев, дети одели куртки и сапоги).
- Ребята, почему не взяли эту картинку? (Ответы детей: это не осень. Это зима. Много снега. Дети делают горку.). (Вос-ль меняет картины местами). - А бывает так? (Ответы детей: нет).
Вос - ль: - Какая картина тебе нравится больше? (Ответы детей. После опроса указывает на золотую осень). - Хотите сделать свою картину?
II. Основная часть. 1) Обследование предмета. Воспитатель сообщает детям цель занятия. Вос - ль: - Будем делать аппликацию «Красивая осень». (показ образца). Это бумага. Вверху - голубое небо, внизу - земля, посередине растут деревья. 1, 2, 3. Три дерева. Какие по цвету листья на деревьях? (Ответы детей: желтые, красные, зеленые). - Ствол и листья будем наклеивать, ножницы не нужны, будем обрывать бумагу пальцами.
2) Выбор материала для работы.
Вос – ль: - Что нужно для работы? (с помощью презентации дети определяют материал для работы). Доска, бумага, цветная бумага, салфетка, кисточка, фломастер, клей. Выберите что нужно и поставьте на стол. Устали? Давайте отдохнём.
3) Физминутка. Вос - ль: - Дети, посмотрите, тут деревья, ветки растут по - разному. У березы - ветки вниз, у клена - широко от ствола, и вверх, у тополя - близко к стволу и вверх. Давайте покажем как.
Воспитатель предлагает детям продолжить работу. Вос - ль: - Дети, а сейчас мы будем наклеивать листья на иголки ежу. Вот так сделала я. Делайте так. Начинайте клеить листья от головы, чуть высовывая лист от края и так по кругу. Клея намазываем много, сильно прижимаем салфеткой, так же делаем по всему туловищу ежа, пока всё не заполнится. А теперь на голове наклеим уши, нос, глаза. Верно. Молодцы.
III. Заключительная(итоговая) часть. Воспитатель подводит итог занятию, предлагает детям самостоятельно оценить сначала свою работу, затем работу других детей используя для оценки смайлики -эмоции «отлично», «хорошо», «плохо». Вос - ль: - Что мы делали? Мы занимались, мы вырезали ежа, рисовали иголки, наклеивали листья. Мы помогали ежу. Теперь он сделает себе тёплый дом и не замёрзнет зимой в лесу. Вос - ль: - Ребята, ёж говорит вам спасибо за то, что вы ему помогли. Молодцы. Занимались хорошо. За это я вам подарю раскраски про ежа. Занятие закончилось. Попрощайтесь с гостями. Дежурный по занятиям убирает всё со столов.