Предмет (направленность): дошкольное образование
Возраст детей: II год обучения (средний возраст)
Место проведения: групповая комната
Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах.
Задачи:
I. Обучающие: 1) продолжать учить детей различать, называть овощи, фрукты и закреплять умение их классифицировать; 2) формировать представление о том, что овощи и фрукты содержат в себе витамины, употребление их в пищу полезно для здоровья и приобщать детей к здоровому образу жизни; 3) продолжать развивать сенсорные способности детей при определении качества предметов.
II. Коррекционно-развивающие: 1) продолжать развивать речь детей, умение высказываться определениями; 2) закрепить умения правильно называть овощи, фрукты, описывать их цвет, форму, размер; 3) продолжать развивать логическое мышление при отгадывании загадок.
III. Воспитательные: 1) воспитывать желание играть вместе, анализировать действия друг друга; 2) воспитывать коммуникативные навыки.
IV. Речевые: 1) развивать познавательную и речевую активность на основе слухозрительного и слухового восприятия; 2) развивать культуру общения у детей.
Методы и приёмы: - словесные: вопросы, беседа, загадки, стихи; - наглядные: показ табличек и картинок; демонстрация муляжей, предметов; - игровые: сюрпризный момент, подвижная игра - эстафета, хоровод.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: - познавательное развитие;
- социально - коммуникативное развитие;
- речевое развитие.
Виды деятельности: - дидактическая игра; - развивающая игра; - ситуативно - деловая форма общения.
Формы организации непосредственно образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, основанная на слухо - зрительном или слуховом предъявлении материала.
Мотивация непосредственно образовательной деятельности:
- мотив формирования доброжелательных отношений и создание условий для дружеского, доброжелательного общения со сверстниками и воспитателем;
- ознакомление детей с социальным миром.
Предварительная работа: 1) рассматривание картинок и муляжей овощей и фруктов; 2) лепка, рисование; 3) чтение и разучивание стихов и рассказов о фруктах и овощах; 4) беседы о пользе овощей и фруктов; 5) дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Что лишнее?», «Чудесный мешочек»; 6) сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Готовим обед»; 7) просмотр мультфильма «Приключения Чиполлино».
Словарная работа: пополнение импрессивного и экспрессивного словаря существительными и прилагательными.
Оборудование: методические средства: наборное полотно, таблички, овощи, фрукты (муляжи), 2 корзины, 2 банки с крышками, фартуки по количеству детей, машина - грузовик, игрушка «Чиполлино».
Структура непосредственно образовательной деятельности:
I. Вводная часть - 3 минуты.
Организация детей, установка на предстоящую деятельность,
прочтение предложений - установок по табличкам. II. Основная часть - 15 минут.
Выполнение всех поставленных учебных задач.
Индивидуализация обучения: помощь, советы, напоминания,
наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение.
Создание условий для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Беседа по содержанию игры. Дидактическая игры. Подвижная игра. III. Заключительная часть - 2 минуты.
Анализ непосредственно образовательной деятельности, подведение
итогов и оценка результатов учебной деятельности: активизация положительных эмоций; дифференцированная оценка результатов деятельности детей; привлечение детей к оценке и самооценке результатов.
Ход НОД:
I. Вводная часть: Организационный момент. (организация детей, установка на предстоящую деятельность). Дети стоят у двери. Воспитатель называет за экраном - дети не видят лицо говорящего взрослого - имя ребёнка, предлагает сесть на стул (работа на развитие слухового восприятия без предъявления наглядных пособий).
Вос-ль: - Будем заниматься. Будем слушать. Будем смотреть. Будем думать. Будем говорить. Будем играть. (работа на развитие слухо - зрительного восприятия: воспитатель поочерёдно показывает таблички с написанными инструкциями. Дети сопряжённо проговаривают эти фразы)
II. Основная часть: 1) Сюрпризный момент. Вос-ль: - Ребята, помните, мы смотрели мультфильм про приключения Чиполлино? Кто это такой? Дети: - Это лук. Вос-ль: - Верно. Он сегодня обещал прийти к нам в гости. Стук в дверь. Вос-ль: - А вот и он, пойду, посмотрю. На грузовике въезжает игрушка Чиполлино, а в кузове машины лежат муляжи овощей и фруктов. Вос-ль: - Привет, Чиполлино! Ты приехал к нам в гости? А что это у тебя в машине? Воспитатель меняет тембр голоса и говорит за игрушку.
Чиполлино: - Фрукты - яблоки и груши, очень любят детки кушать. Пусть запомнят все скорее: на деревьях фрукты зреют! Знают точно все ребятки: лук, морковь растут на грядке. Овощи для всех важны - и полезны, и вкусны! (И. Толмачева). - Привет, ребята! Вот я к вам, наконец - то и добрался. Помогите мне перебрать овощи и фрукты, я совсем запутался.
2) Дидактическая игра «Разложи правильно». Дети раскладывают в одну корзину - овощи, в другую - фрукты. Чиполлино: - Спасибо, ребята, без вас я бы не справился.
3) Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Вос-ль: - Слушайте, я вам расскажу еще одну историю. Вот однажды овощи с грядки, нарушили все порядки. Прыг и с грядки наутек. Отыщи - ка, их, дружок. - Я даже знаю, где они спрятались. Они спрятались вот в этот чудесный мешочек. Вы будете искать их на ощупь, не подглядывая. Дети на ощупь находят овощи и фрукты, называют его и показывают всем. Говорят, это - овощ или фрукт (если затрудняется, воспитатель задает вопрос: где растет? Указывают его цвет). Все остальные проверяют и дополняют или исправляют. Вос-ль: - Будьте внимательны! Чиполлино: - Молодцы! Вы хорошо справились и с этим заданием.
4) Подвижная игра «Заготовка овощей и фруктов» (эстафета). Вос-ль: - Давайте поиграем в игру «Заготовка овощей и фруктов». Наденем фартуки, так делают все хозяйки. Вот банки для заготовки овощей и фруктов, нужно открыть банку, сложить продукты в банку и закрыть ее. Все, консервы - готовы. (одна команда складывает только овощи, другая - фрукты). Чиполлино: - Молодцы, ребята! Вы такие ловкие, быстрые и умные. А загадки вы любите отгадывать? Тогда слушайте.
1. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом ... (картошка) 2. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая (морковь) 3. Лежит меж грядок, зелен и сладок (огурец)
4. Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста)
5. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, ребята, кто я? ... (свекла)
6. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (лук) 7. Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена, вся на солнышке она (редиска)
8. Как на нашей грядке выросли загадки
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (помидоры)
Чиполлино: - Молодцы, ребята! И загадки все правильно отгадали. Все вы знаете про овощи и фрукты. Ешьте много овощей и фруктов и не будете болеть. Читает стих о пользе овощей.
Чиполлино: - Овощи - овощи с бабушкиной грядки,
Вкусные, полезные, но совсем не сладкие!
Кушай - кушай овощи, мой родной дружок,
И тогда холодный не страшен ветерок, Здоровей и крепче станут наши зубки,
Ножки станут сильными у моей малютки,
Скоро не заметим, как ты подрастешь,
И навстречу новому с радостью пойдешь!
5) Динамическая пауза «Овощной хоровод». Дети встают в круг и заводят хоровод вместе с Чиполлино. Овощной пришел народ песню петь про огород,
Шире круг, шире круг, песню петь про огород.
Будем вместе веселиться, будем дружбою гордиться.
Шире круг, шире круг, будем дружбою гордиться.
Очень овощи важны, людям овощи нужны.
Шире круг, шире круг, людям овощи нужны.
Чиполлино: - Очень мне у вас, ребята, понравилось, но мне пора уходить. Вы все молодцы, много знаете и умеете. Я оставляю вам эти овощи и фрукты, ешьте на здоровье и растите большими. Пока, ребята, до новой встречи!
III. Заключительная (итоговая) часть. 1) Обобщение воспитателя. Вос-ль: - Что мы делали? Дети: - Мы занимались, говорили, играли. (Приём работы - опознавание на слух. Педагог не предъявляет ребенку никаких табличек, картинок, предметов, предлагает для слухового восприятия слово, фразу)
2) Анализ непосредственно образовательной деятельности, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности. По окончанию игры подвести вместе с детьми итог. Отметить детей, которые были активны, обратить внимание на менее активных детей. Предложить детям высказать свое мнение по проведенной игре. Вос-ль: - Вам понравилось играть? Молодцы, хорошо играли. Занятие закончилось.