Сайт воспитателя структурного подразделения "Детский сад" школы - интерната №23 г. Белгорода группы №1 Бутенко Валентины Ивановны

«Дидактическая игра, как средство развития слабослышащих дошкольников»

Игра единодушно признается уникальным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения самых разнообразных знаний и умений.
Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Говоря о воспитании дошкольников нельзя забывать, что они дети, для которых одним из главных видов деятельности по-прежнему является игра. Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, и в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности.
Огромную значимую позицию в воспитании, развитии и обучении дошкольников занимает - дидактическая игра.
Дидактические игры - это разновидность игр с применением правил, специально созданных педагогикой в целях развития детей. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь занимательности и закрепления новых знаний. Дидактическая игра носит познавательный характер; она направлена на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на развитие познавательных способностей детей.
Дидактическую игру, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой и детским садом: не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления. Дидактическая игра таит большие возможности в этом плане. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Несмотря на то, что дети с нарушениями слуха испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия. Дети с нарушениями слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные действия. Не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей с нарушенным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления, очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом.
В развитии детей с нарушениями слуха игра должна выполнять не меньшую роль, чем в развитии их слышащих сверстников. Дети с нарушениями слуха играют не менее охотно, чем нормально слышащие дети. Игры доставляют им большое удовольствие, обогащают их умственном, нравственном и других отношениях.
Однако наряду с этим игры детей с нарушениями слуха имеют ряд особенностей, отличающих их от игр, нормально слышащих детей. Игры детей с нарушениями слуха, как и игры, нормально слышащих детей, отражают реальную действительность. Без работы, направленной на расширение опыта детей с нарушениями слуха, задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений. Дети с нарушениями слуха не могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядно-действенные детально и педантично отражаются в их играх.
Для детей с нарушениями слуха типична склонность к педантичному буквальному отражению в игре действительности. Из-за задержки речевого развития способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре оказывается весьма ограниченной. Поскольку у ребенка с нарушенным слухом отстают в развитии воображение, фантазия, он не может творчески войти в роль. Также характерно, что по мере овладения игровой деятельностью их игровые действия становятся более развернутыми, полными, начинают изобиловать подробностями, деталями. В то время как у нормально слышащих детей в результате развития игровой деятельности игровые действия становятся менее подробными, как бы сокращаются. Недостатки развития смысловой стороны речи детей, с нарушениями слуха обобщающей и регулирующей функции слова проявляются в том, что слово не всегда определяет выполнение игровых действий.
В результате задержанного развития речи отстают в своем развитии и воображение детей с нарушениями слуха, необходимое для игры. Задержка речевого развития ребенка с нарушенным слухом мешает отвлечься от непосредственного воспринимаемого и затрудняет создание воображаемой игровой ситуации. Без специального обучения умению играть, игры детей с нарушениями слуха развиваются медленно и носят в основном процессуальный характер. Правильно организованные и проводимые игры обычно рождают потребность в новых словах, которую воспитатель удовлетворяет. Необходимое условие проведения игры с детьми с нарушениями слуха является желание ребенка в нее играть. Это желание нельзя игнорировать. То, что дети не пережили эмоционально, то что осталось ими не понятым, - или не отражается в их играх, или отражается искаженно, неадекватно.
При правильном руководстве взрослых, игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития ребенка, которые страдают из - за снижения слуха.
Моделируя взаимоотношения и поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь, в более поздние сроки и с большим трудом. Недостаточность речевого общения отрицательно сказывается на понимании детьми с нарушениями слуха отношений и некоторых норм поведения. Часть этого для них скрыта, а иногда понимается ими неверно.
Подбор тематики, определение содержания игр, расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками, наиболее полно познается их значение, свойства и отношения. В этом велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушенным слухом. В дидактической игре детьми с нарушениями слуха могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем в процессе систематического развития речи повысить уровень отработки знаний.
Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируя деятельность дошкольника, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти и т.п. Дети непринужденно переживают радость от процесса игры, чувство удовлетворения от решения игровых задач. В процессе игры удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных не игровых условиях могут их не заинтересовать. Дети непринужденно переживают чувство удовлетворения и радость от самого процесса игры, а значит, и от решения игровых задач. Дидактическая игра в работе с детьми с нарушениями слуха, таким образом, выполняет ряд функций:
дидактическую - формирование соответствующих знаний, умений и навыков;
развивающую - формирование психических функций, обогащение общего и личностного развития; формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии;
коммуникативную - умение вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации, формирование адекватных взаимоотношений, установление эмоциональных контактов;
релаксационную - игра снимает эмоциональное напряжение, стабилизирует психическое состояние ребенка;
коррекционную - в игре отрабатываются навыки четкой, внятной, выразительной и интонированной речи, происходит развитие слухового восприятия.
Все перечисленные функции дидактической игры подчеркивают значимость ее использования дошкольниками, имеющими нарушения слуха.
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего ребёнка, для которого она является основой развития воображения, образного мышления и речевого общения. При правильном руководстве взрослых, игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушениями слуха. Через формирование и обогащение предметной игровой деятельности можно влиять на те стороны развития ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.
 

11 ноября 2019 в 08:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.